Сила покаяния или дорога к храму
Встреча со старостой церкви во имя святителя Николая Чудотворца Антониной Шевелевой откладывалась: то мороз мешал, то неожиданно появлялись другие обстоятельства. И вот накануне Крещенского сочельника я на Третьем Северном. Холодный солнечный день, безоблачное голубое небо, снег искрится. Три новеньких сияющих купола на центральной улице поселка заметны издалека. Чем не рождественская открытка! Небольшую презентацию храма провела сама Антонина Степановна.
– Нравится у нас? – почти с порога спрашивает она, и сама же утверждает, – у нас нравится всем!
Атмосфера небольшой церкви действует умиротворенно, там уютно, всё обустроено с большой любовью.
– Вот Николай Угодник в полный рост, икона эта – дар прихожанки, пожелавшей остаться неизвестной, а привезли ее нам протоиерей Владимир с матушкой Татьяной. С другой стороны иконостаса – икона Божьей Матери Покров, а здесь, как полагается, вертепчик, – воодушевленно рассказывает Антонина Степановна. Над иконостасом работали Юлия Марзан и мастер Владимир Савицкий.
Лестница ведет на второй этаж, а точнее, под крышу. Там обустроена небольшая площадка для певчих, их двое – Антонина Степановна и Надежда Трайлинг. Помогать в церковной службе приезжают из кальинской церкви Галина Куропаткина и Мария Соловьева.
Рядом с площадкой выход на колокольню, но колоколов пока нет. Зато к большой радости Антонины Шевелевой в день ее рождения 20 ноября привезли три новеньких купола с подсветкой, и мастера из Березовска установили их на следующий день. Можно считать это подарком с небес или наградой за подвижничество, совпадением, но не случись одного события в жизни А. Шевелевой, пожалуй, не было бы и этой истории да и церкви в поселке.
Как и многие из нас, в недалеком прошлом Антонина Степановна жила насущными заботами. Мало ли их в быту, в церковь не ходила. И вот заболела, да так серьезно, что неумолимо почувствовала приближение беды.
– Зина, сил нет, холод к сердцу подступает, – обратилась она к сестре.
– Тоня, а ведь церква есть, – посоветовала та.
Тут заболела подруга, и вместе с Антониной Степановной они перешагнули порог церкви в Калье.
– Зашли. Не знаю ничего, а что такое исповедь и подавно, как в темном лесу. Я плакала, мол, умираю, плохо мне, помогите! Вот так меня Господь привел к Себе через болезнь к покаянию. Исповедь эта первая вся была в горьких слезах, а батюшка иерей Евгений, сказал, что еще несколько дней и я в аду бы очутилась, – вспоминает Антонина.
И вот неожиданно после исповеди снится ей удивительный сон: кругом небесная красота неописуемая, и Божий храм небольшой, уютный такой…
С тех пор возвести церковь стало ее желанной мечтой. Вначале по благословлению архиепископа Викентия в 2001 году на Третьем Северном открыли молельную комнату. Находилась она на месте бывшей библиотеки рядом с магазином «Ромка», но замахнуться на строительство храма в одиночку было смелой идеей. И когда одни сомневались, другие недоумевали, мол, зачем храм в небольшом поселке, Антонина Степановна действовала.
В 2015 году она обращается в земельный отдел администрации с просьбой выделить землю под строительство.
– Разметку сделал Сергей Петрович, маркшейдер СУБРа, – вспоминает она, – я первой взяла кайло и лопату и начала копать траншею под фундамент. Глубина 80 см, работа тяжелая, на это ушло немало времени, но Господь не оставлял меня, помогали монахиня Ксения, она была рядом молитвенно и в делах, Адам Кирильчук с женой Валентиной, Таисия Казанцева.
Что только не удалось пережить за восемь лет строительства: и судом угрожали, не так делаешь, не согласовала. Денег не хватало, тогда Антонина брала кредиты, а потом переживала, смогу ли выплатить? Так, несмотря на все преграды, шла к цели. Было написано и разослано немало писем в городские организации, на сбор денег ушли два года. Храм решили строить из пеноблока, а в основе проекта взяли церковь в Маслово. Откликнулись и люди, проектную документацию, согласование и утверждение готовил инженер СУБР-Проекта Олег Юрьевич Угаров. Нарядили храм в нужные цвета согласно церковному календарю Галина Никитина и Александра Григорьева, работали они с большим желанием, отдачей и молитвой. Здесь названы не все имена, низкий поклон каждому, кто помогал подвижнице, внося свой посильный вклад! И вот уже золотятся купола, иерей Евгений ведет службы по особым дням, прихожан, конечно, не так много, как мечталось, но жизнь церковная потихоньку налаживается благодаря молитвам и ежедневному чтению псалтыри.
Об этом мы и ведем беседу за чашкой чая в небольшом вагончике (который должен стать церковной лавкой). Антонина Степановна сетует, мол, далеки сейчас люди от Бога:
– Многие обходят Божие храмы, а батюшка Евгений говорит, что жители Третьего Северного не стремятся попасть в рай. И с грустью добавляет, – я ведь для людей старалась, для спасения их душ.
Когда наша встреча подходила к концу, я спросила, а не будь того, ее первого покаяния, могло ли произойти преображение человеческой души, следствием которого стал жизненный подвиг? Немного подумав, она ответила:
– Нет, пожалуй, что нет.
Вот такая удивительная история, которая продолжается. Храм пока не достроен, осталось совсем немного: забор, вместо старого деревянного, два колокола, да навес закрыть над крыльцом. Каждый из нас может помочь, пожертвовав посильной для него суммой, кто сколько может!
Переслать деньги можно Шевелевой Антонине Степановне на карту Сбербанка по телефону 8-953-006-18-34.
Людмила Вахрушева.